Home Главная Holywood Рецензии Концепт "любовь" в лирике Placebo
Концепт "любовь" в лирике Placebo
Вступительное слово.
Огромную благодарность выражаю моему научному руководителю Приваловой М.А. за ее помощь и за то, что дала мне шанс писать курсовую о предмете, интересующем меня больше всего. Работа не претендует на законченное, полное исследование (анализировались лишь основные этапы развития и лишь альбомные песни), а также на однозначность выводов. Лирику каждый может толковать по-своему, и это лишь мое видение текстов Placebo.

Далее мы приводим полную главу из научно-исследовательской работы ""Концепт "любовь" в лирике Placebo", в которой был проведен подробный анализ текстов песен Placebo с точки зрения лингвокультурологии.

Глава 3.

§3. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Placebo".

Лирика дебютного альбома Placebo является наиболее провокационной и нередко шокирующей. Тем не менее, в ней уже выражаются многие черты, присущие любовной лирике группы.
Лирический герой текстов песен с болезненной остротой осознает свое одиночество. В песне "Hang on to your IQ" рядом с отрывочными описаниями дня и связей лирического героя, постоянно повторяется одна и та же фраза - "I'm lonely". Моральные страдания приводят к страданиям физическим - Stuck between the do or die /I feel emaciated/Hard to breathe I try and try,/I’ll get asphyxiated (песня "Come Home"). К одиночеству ведут расставания, которые переживает лирический герой. Одной из самых ярких песен этой темы является песня "I know".
Текст песни - монолог-обращение к любимой. Лирический герой признает свою зависимость от возлюбленной, как и признает то, что убежать от событий прошлого невозможно. Воспоминания о них все равно нагонят человека. И вновь герой катастрофически одинок. Он не находит своего места в мире, осознавая, что к людям, отличающимся от общей массы всегда будут относиться с подозрением и даже ненавистью.
Таким образом, уже в первых песнях, написанных Брайаном Молко, появляется очень важное для Placebo понимание концепта "любовь". В их песнях любовь практически неизменно несет страдания. В "36 degrees" одной из первых песен, написанных Брайаном Молко, страдания, причиняемые любовью, усугубляются типом личности лирического героя. Он заявляет: "I've always been an introvert,/ Happily bleeding". Неизбежность его страданий в этих строчках определена тем, что в некой мазохистской манере он наслаждается этими страданиями. При этом герой песни остро нуждается в помощи: в его словах "Someone tried to do me ache/ It's what I'm afraid of" слышится страх, а повторяемые в конце песни беспорядочные числа еще больше подчеркивают потерянное состояние героя. Также в этой песне проявляется столь свойственная лирике Placebo ирония, доходящая до сарказма. Бывшему возлюбленному лирический герой заявляет: "Thought I was getting carat gold/And what I got was you", двумя колкими строчками давая крайне негативную оценку человеку.

В лирике Placebo присутствует немало женских образов, которые зачастую являются не самыми лестными для представительниц женского пола. Но образ, представленный в песне "Lady of the flowers" наделен гипнотической загадочностью. Лирическая героиня совершает необъяснимые поступки, притягивая таким образом влюбленного в нее лирического героя (She stole the keys to my house /And then she locked herself out). Но при этом она способна на измену и предательство. И, хотя героев и роднит присущее им душевное одиночество, именно лирическая героиня обладает властью над влюбленным в нее. Она может быть испугана и раздавлена неуверенностью в себе (She wears her tears on her blouse/Confused and racked /With self-doubt), но на фоне лирического героя она кажется более решительной, способной на какие-то действия. В ее силах загипнотизировать лирического героя, а затем жестоко унизить его. Для Placebo очень важно ощущение власти человека над влюбленным в него. Как правило, влюбленный человек не видит никого, кроме любимого, и подобная зависимость ведет к его страданиям и унижениям.
Самым спорным и шокирующим текстом первого альбома стали слова к песне "Nancy Boy". Эта песня стала первом успехом группы в музыкальных чартах и принесла им некоторую популярность. В песне провозглашаются извращенные идеалы любви и сексуальных отношений. В своем творчестве Placebo часто обращались к теме сексуальных меньшинств, и, безусловно, "Nancy Boy" стала в определенном смысле гимном раннего творчества группы. В песне утверждается красота и притягательность того, что люди обычно называют уродливым. В центре песни - герой с разрушенными моральными ценностями, живущий в мире, где стерлась разница между мужчинами и женщинами. Он ищет в своей жизни лишь удовольствие, каждую ночь меняя партнеров и с удовольствием наблюдая за разрушением привычных стереотипов и ценностей. Но он не уникален: в песне подчеркивается, что герой - это всего лишь еще один порождение современной жизни, возможно, отличающийся от других лишь тем, что в его голове живет муза, которая толкает его на странные и необъяснимые поступки.
Впоследствии Брайан Молко публично признавался в негативном отношении к "Nancy Boy", которая, по его словам, является не только грубой в плане текста, но и неприятной по звучанию. Тем не менее в 2010 году "Nancy Boy" открывала большое количество концертов группы в рамках тура в поддержку альбома "Battle for the sun".
Таким образом, уже в дебютном альбоме группы можно заметить важные идеи любовной лирики Placebo:
1. Любовь непременно несет с собой страдания, как духовные, так и физические.
2. Возлюбленный человек имеет огромную власть над влюбленным в него.
3. Притягательной может быть не только красота в традиционном ее понимании, но и извращенные формы красоты.

§4. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Without You I'm Nothing"

Второй альбом Placebo увидел свет в 1998 году. От первого альбома его отличало большое количество неоднозначных текстов, рассказывающих, по словам Брайана Молко, различные истории его собственных или вымышленных отношений. "Without you I'm nothing" стал настоящим открытием после грубоватогои по-юношески дерзкого "Placebo". Альбом наполнен горечью, грустью, меланхолией и даже отчаянием. При этом многие тексты по-прежнему остаются весьма провокационными, во многом благодаря своей двусмысленности.
В этом альбоме Брайан Молко дал слово своим собственным возлюбленным, и во многих песнях именно они сами рассказывают свои истории, обращаясь к Брайану через текст песни. Например, "You don't care about us". Эту песню нередко понимают как монолог детей, обращающихся к своим родителям, но в многочисленных интервью Брайан не раз заявлял, что песня возникла из слов его бывшей девушки: "You don't care about us!". Таким образом, все обвинения в слабости, безразличии, равнодушии, которые, казалось бы, выдвигает лирический герой, на самом деле направлены против него. Из этого монолога вырисовывается достаточно подробный портрет лирического героя. Это человек неуравновешенный, бегущий от проблем, легко впадающий в ярость. Лирическая героиня не понимает его и поэтому расставание неизбежно (You're too complicated/We should separate it). Данную песню можно соотнести с монологом о расставании лирического героя песни "I know" с первого альбома. Непонимание между влюбленными присутствовало и в той песни.
Любовь для Placebo - это загадочное и необъяснимое чувство, что и утверждается в песне "Ask for answers". Лирический герой готов обратиться за ответами на терзающие его вопросы к морской стихии, но в песне нет надежды на то, что ответы будут найдены и помогут влюбленными крепче привязаться друг к другу. На данный момент они связаны "свободными оковами", не сдерживающими их на самом деле. В песне есть некое ощущение обреченности отношений, а герои не доверяют друг другу и не дорожат своим чувством.
Песня "Without you I'm nothing", ставшая заглавной для второго альбома, объединяет в себе практически все важные для группы понимания концепта "любовь". Герой, как и во многих других песнях, абсолютно и полностью зависит от возлюбленной, и, лишь находясь рядом с ней, испытывает подлинно волнующее душу чувство (Strange infatuation /Seems to grace the evening tide./ I'll take it by your side). Мимолетные связи, которым уделялось немало внимания на дебютном альбоме героя не удовлетворяют и не интересуют. Томительно долго тянется время для героя, и он старается изобрести план, который позволил бы ему быть рядом с любимой, но все, что он получает в ответ - это ее приступы гнева, повергающие его в шок и ступор. Следует отметить и новую, важную в будущем для Placebo идею о том, что любимого человека мы всегда видим безупречным, себя при этом считая недостойным и не заслуживающим его внимания. Так и в этой песне - герой признает себя распутником. И вновь возникает тема трагического одиночества героя, которое возлюбленной не замечается абсолютно. В финале песни лирический герой настолько возвышает любимую над собой, что уже отказывается признавать себя самостоятельной личностью. Без любимого человека он становится ничем, отсюда и отчаянная необходимость быть рядом со своей любовью.
"Without you I'm nothing" перекликается с еще одной печальной балладой альбома - "The crawl". Однако в этой песне лирическая героиня, хотя и по-прежнему обладает бесспорной властью над влюбленном, не возносится на такой высокий пьедестал, как в "Without you I'm nothing". Она способна совершать низкие поступки, унижающее ее собственное достоинство, и все равно может унизить и обидеть героя. Интересно то, что болезненное осознание зависимости от любимого человека и неравноправия в их отношениях у героя проявляется в физической реакции на улыбку любимой (Your smile would make me sneeze).
Сквозная для творчества Placebo тема отношений, находящихся на грани полного исчезновения, поднимается в песне "Every you Every Me". Здесь любовь предстает как некий подарок небес, превращающийся в проклятие для лирического героя и его возлюбленной. Но все же чувство это, даже отмирающее и причиняющее боль, чарует и покоряет героя, притупляя его боль (Instead of stressed,/I lie here charmed). В самом названии песни говорится о том, что описываемые отношения ничем не отличаются от любых других - "каждый я и каждая ты" переживали подобные чувства. Единственное различие состоит в характере лирического героя, с некоторой болью признающегося в своей эгоистичности (Like the naked leads the blind/ I know I'm selfish, I'm unkind/ Sucker love I always find/ Someone to bruise and leave behind). Он не находит оправдания той боли, которую он причиняет людям, и все, что ему остается, - это бессильно сознаться в собственном эгоизме. В целом, текст песни напоминает перечисление базовых особенностей любви, написанное в период разочарования в этом чувстве. Поэтому любовь описана неустойчивой, недолговечной, но даже это не мешает нам вновь и вновь стремится к этому подарку небес.
Двусмысленность лирики Placebo очень ярко проявляется в одной из самых спорных песен группы на этом альбоме - "My sweet prince". Не вызывает сомнения наличие явных упоминаний героина и отсылок к наркотикам. Лирический герой прибегает к ним в поисках способа ухода от действительности. Для него это единственное средство избавления от боли. Еще больше споров вызывают главные строчки песни - "My sweet prince/ You are the one". Нередко в них усматривают доказательство того, что песня повествует о гомосексуальной любви, что не исключено для творчества Placebo, часто обращавшихся к нетрадиционным вариантам этого чувства. Однако можно также предположить, что в данной песне Брайан Молко вновь позволяет одной из своих возлюбленных обратиться к нему через текст песни, как в "You don't care about us". В многочисленных интервью участники группы неизменно заявляют о том, что песня эта была реакцией на некую трагическую ситуацию, однако описание самой ситуации меняются от одного интервью к другому, что дает нам возможность усмотреть в этих историях некий пиар-ход. В любом случае, герой песни находится в абсолютном отчаянии. Он вынужден встретиться с последствиям своих поступков лицом к лицу, какими неожиданными они бы ему ни казались. И он просто обязан осознать, к чему его привели все сделанные им ошибки (будь то ошибки в отношениях с человеком или же ошибки, связанные с употреблением наркотиков), прежде чем он сможет найти хотя какой-нибудь покой и утешение. Также вполне возможно, что избавление от страданий герой собирается искать в самоубийстве. Важная тема, появляющаяся в этой песни, - это связь любви и наркотиков. Впоследствии Брайан Молко будет несколько раз сравнивать ощущения, которые переживает человек, будучи влюбленным с состоянием человека, находящегося под воздействием неких препаратов.
Песня "Scared of girls" наполнена отвращением героя к самому себе, а также его ненавистью и презрением к женскому полу. В ней любовь трактуется больше как некое телесное чувство, для удовлетворения которого герою приходится лгать и изворачиваться. Он не может разобраться в самом себе и в причинах своих поступков, запутавшись в в своих чувствах относительно противоположного пола. Любит ли он их или боится? Песня не дает однозначного ответа. И, безусловно, она примечательна презрительным изображением как мужчины, стремящегося только к удовлетворению своих сексуальных желаний, так и женщины, пользующейся своей властью над мужчиной, но в итоге падающей так же низко, как и он сам.
Таким образом, во втором альбоме Placebo, который остается одним из самых любимых альбомов поклонников группы, получают развитие основные концепции любви, появившиеся еще в первом альбоме, а также возникают некоторые новые темы:
1. Любовь - чувство загадочное и не поддающееся объяснению.
2. Любовь и наркотики оказывают на человека похожее воздействие.

§5. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Black Market Music".

На вышедшем в 2000-м году альбоме "Black Market Music" Placebo уделяет теме любви гораздо меньше внимания, чем на предыдущих альбомах. Однако на третьей пластинке есть песни, несомненно, важные для понимания концепта "любовь" в лирике группы.
Немало песен Placebo было посвящено предчувствию расставания, возникающему у влюбленных. Первая песня альбома "Black Market Music" под названием "Taste in Men" говорит о чувствах человека, все еще влюбленного в того, кто его бросил. Название песни вновь крайне двусмысленно, тем не менее основная идея песни выражена вполне четко и ясно. В нем нет той неоднозначности, присущей альбому "Without you I'm nothing". Лирический герой, умоляющий любимого человека вернуться к нему, ищет спасения в алкоголе. Для него невыносимо быть одному, особенно на День Святого Валентина, и видеть другие счастливые пары. Но он понимает, что его любимую не устраивает его характер, внешность, тип. Единственная его надежда - это уповать на такое изменение в характере любимой, которое заставит ее оценить лирического героя по-новому и изменить свое мнение о нем. Отсюда этот призыв: "Change your taste in men". В песне говорится о том, что человек не может вернуть уже угасшую любовь какими бы то ни было страданиями, в его власти лишь уповать на то, что возлюбленная сможет взглянуть на него новыми глазами и оценить по-другому то, что раньше заставило ее бросить этого человека.
Словно в противопоставлении "Taste in Men" звучат слова песни "Days before you came". Отношения здесь еще только впереди, и лирический герой предчувствует конец его одиноких дней, наполненных лишь холодом и каким-то образом завораживающим его распутством. Однако в песне не говорится о том, что с приходом лирической героини образ жизни героя серьезно изменится. Он приглашает героиню, которая, судя по всему, тоже немало страдала и до встречи с лирическим героем, присоединиться к его жизни, столь напоминающей маскарад, но в этом нет гарантии изменения его пагубных привычек. Автор текста Брайан Молко выделяет строчку "I didn't want you anyway" как ключевую к пониманию смысла песни. Она придает приходящей к нам любви некоторую фатальность, неизбежность. Независимо от того, хочет ли человек прихода этого чувства в свою жизнь, когда оно появится, избавиться от него будет невозможно.
Песня "Special K" развивает тему взаимосвязи любви и наркотиков, возникшую в предыдущем альбоме. Чувство, испытываемое лирическим героем, по ощущением похоже на препарат кетамин, лишающий принимающего его чувства гравитации. Точно так же и герой песни сначала находится в экстазе, пьянящем ощущении полета. Он не верит своему счастью и готов признать любимого человека своим новым спасителем, однако за взлетом следует болезненное падение, и все надежды умирают, а герой чувствует себя так, как будто находится на зыбком песке, способном в любой момент засосать его внутрь. Вновь полученные раны не заживают (I'll describe the way I feel Weeping wounds /That never heal), и то, что казалось героем спасением, на самом деле становится его самым уязвимым местом, Ахиллесовой пятой.
Песня "Narcoleptic" повествует об еще одном расставании. Герой сожалеет о тех отношениях, которые казались подходящими для него, однако осознает, что разрыв и так слишком долго откладывался (If we tear out the tumor/ It's later, never sooner). В расставании нет ничьей вины, но именно лирический герой первым осознает его неизбежность и признавать любимую проснуться от того сна, в котором им должно было бы быть хорошо вдвоем, но не было. "Change of season/ Love can die" - автор проводит параллель между любовью и сменой времен года. Эти явления одинаковы временны, нет ничего постоянного. Именно в третьем альбоме Placebo ощущение конечности любви возникает наиболее остро. И в песне "Narcoleptic" говорится о том, что момент ее окончания пропустить нельзя, иначе человек может навсегда заснуть с ощущением того, что он по-прежнему любит и любим, хотя на самом деле это неправда (You'd better keep it in check/ Or you'll end up a wreck/ And you'll never wake up).
Одной из самых любопытных песен третьего альбома Placebo является "Peeping Tom". Подглядывающий Том - это персонаж одной из версий легенды о леди Годиве, которая проехала по улице обнаженной для того, чтобы граф, ее муж, снизил непомерные налоги для своих подданных. Единственным, кто решился взглянуть на леди Годиву во время того, как она ехала обнаженная по улице, был Подглядывающий Том. Его имя стало нарицательным для обозначения вуайериста. В песне Placebo ярко показаны чувства такого человека. На подглядывание его толкает пустота и никчемность его собственной жизни, и он по-своему любит объект своего наблюдения. В его жизни это единственное утешение, единственный человек, благодаря которому он хотя бы на короткое время может почувствовать более сильным. Вуайеризм дарит герою ощущение власти над человеком, за которым ведется наблюдение, и, несмотря на аморальность поведения лирического героя, мы невольно сочувствуем его жизни, в которой пагубная привычка является единственным белым пятном. В песне "Peeping Tom" группа вновь поднимает вопрос об извращенных проявлениях любви как неотъемлемой части этого чувства.
Третий альбом Placebo уделяет меньше внимания трактовки концепта "любовь", но и здесь мы видим типичные для творчества этой группы темы и идеи. Кроме того, что присутствовало и в ранних альбомах, можно отметить следующее:
1. Нельзя заставить человека полюбить себя. Любовь возникает сама собой.
2. Любовь - чувство конечное, и важно заметить ее конец, иначе любовь перерастет в привычку.

§6. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Sleeping With Ghosts".

4-студийный альбом Placebo вышел в 2003 году. Название пластинки отражает идею группы о том, что все люди, не желающие расставаться с прошлым и хранящие воспоминания о бывших возлюбленных, спят с призраками. Поэтому тема бывших возлюбленных, важная для Placebo всегда, на 4-м альбоме приобретает первостепенное значение.
Одна из песен, поднимающая данную тему, - это "English Summer Rain". Монотонной жизни лирического героя противопоставляется более яркая и красочная жизнь его бывшей возлюбленной (I'm in the basement/ You're in the sky). Слова песни повторяются снова и снова, напоминая собой мантру, а в конце появляется перекличкой с песней "36 degrees" с первого альбома группы. Герой, чтобы сохранить некое душевное спокойствие, успокоить себя, начинает считать, сбивается, начинает вновь. А на улице по-прежнему идет дождь, столь привычный для английского лета, подчеркивая удручающую однообразность жизни.
Песня "This Picture" является чрезвычайно важной для творчества Placebo. Образ пепельной девушки ("Ashtray girl") перекликается с первым названием группы - Ashtray Heart, а также с одноименной песней с 6-го альбома Placebo "Battle for the sun". В интервью Брайан Молко не раз говорил о том, что данный образ был навеян легендой об американском киноактере Джеймсе Дине, согласно которой Дин любил, чтобы во время полового акта об его грудь тушили сигарету. В песне это превращено в метафору. Пепельная девушка использует сердце своего возлюбленного как пепельницу, морально и физически унижая лирического героя. Песен с такой тематикой на предыдущих альбомах было достаточно много, но "This Picture" отличается от них тем, что лирический герой решает наконец уйти от подобных отношений, уничтожающих его гордость. Он прощается с подобным типом девушек навсегда, и в последующих альбомах лирический герой никогда больше не испытывает мазохистского наслаждения от унижений и боли. Подтверждая еще раз общую концепцию альбома, лирический герой избавляется от одного из своих призраков, о котором ему будет напоминать лишь фотография пепельной девушки, на которой она останется неизменна, избежит того, чего она так боится - старения. Однако ни одно расставание у Placebo не проходит безболезненно, и несмотря ни на что, лирический герой признается в том, что ему будет не хватать этой пепельной девушки (You know we miss her/ We miss her picture).
Песня, давшая заголовок всему альбому, "Sleeping with ghosts" имеет также и второе название - "Soulmates never die". Концепт "любовь" получает здесь довольно необычное для Placebo толкование. Здесь любовь между двумя людьми не обязательно подразумевает любовь мужчины к женщине в ее традиционной понимании и наоборот. Здесь любовь - это теснейшая связь душ, которая помогает переживать самые сложные моменты жизни. Отношения этих людей абсолютно гармоничны, они открыты для компромисса, их взгляд на мир, восприятие событий абсолютно совпадает (This one world vision/ Turns us into compromise). Таким людям судьбой предназначено всегда будет вместе через время, через расстояние, успокаивая и утешая друг друга. Песня имеет огромное значение для поклонников группы Placebo, которые нередко называют друг друга "soulmates".
Песня "The Bitter End" вновь поднимает тему постепенно разрушающихся отношений. Лирический герой невероятно чувствителен, но при этом одновременно и пессимистичен. Он предвидит конец отношений и словно назначает встречу своей любимой в их горьком конце. Он больше не может упорно избегать правды, как это делает лирическая героиня, успокаивающая его, но неосознанно удаляющаяся от лирического героя (You shower me with lullabies/As you're walking away). Ложь и бесконечные оправдания ведут лишь к бессмысленной потери времени, но осознание бессмысленности попыток сохранить любовь не делает расставание менее болезненным. Попытки убить любовь в конце песни, исполненном крайне неразборчивым голосом для передачи эффекта боли и потерянности лирического героя, сравниваются с самоубийством. Но судьбоносный день пришел, и у героев не остается иного выбора.
К теме призраков из прошлого, живущих рядом с нами? возвращается одна из самых трагических баллад группы - песня "Special Needs". Лирический герой песни, навсегда застрявший в инвалидном кресле, с грустью вспоминает отношения с любимой. Они длились всего 6 месяцев, но для героя остались, возможно, одним из самых ярких воспоминаний. Осознание того, что любимая сейчас успешна и счастлива, и ее наверняка ожидает еще немало радостных моментов в жизни, причиняет боль лирическому герою. Все, о чем он мечтает, это оставить след в душе, сохраниться в памяти возлюбленной, хотя бы изредка являться к ней воспоминанием об их общей юности. У него больше нет шансов достичь своих целей, герою остается лишь наблюдать за бывшей любимой, воплощающей свои мечты в жизнь, и где-то в глубине души надеется на то, что она не забыла его. Автор песни демонстрирует то, как призраки из прошлого могут терзать человека и как сложно избавиться от воспоминаний, причиняющих боль.
Достаточно редкая для Placebo надежда на счастье звучит в песне "I'll be Yours". В своем желании быть с любимым человеком лирический герой доходит до крайних пределах, мечтая быть целым миром для любимого, заменить ему воду, воздух и даже самых близких людей (I'll be your father/I'll be your mother/I'll be your lover/I'll be yours). Лирический герой в своем ослеплении не осознает, насколько неправильно отнимать у любимого все остальные ценности жизни, заменяя их своей любовью. Он стремится к утешению любимой, которая по какой-то причине испытывает страдания, но подобное абсолютное обладание любимой не обязательно сделает ее счастливой. Лирической герой песни готов на любые жертвы ради своей цели, и, чтобы заставить и себя, и любимую поверить в неизбежность ее достижения, он вновь и вновь повторяет, кем он в итоге станет для возлюбленной. В этой песне Placebo говорят о том, что любовь - это чувство всепоглощающее, завладевающее нашими помыслами и чувствами целиком и полностью. Но также это и эгоистичное чувство, требующее абсолютного обладания разумом, чувствами, телом любимого человека.
Впервые со времен первого альбома Placebo возвращаются к теме плотской любви на одну ночь в песне "Second sight". Лирический герой осознает, что никакого продолжения этих отношений не предполагается, и, чтобы сохранить собственное чувство достоинства, ему жизненно необходимо уйти, но в душе он хочет некоего развития отношений (Yes it's just the second night/ But I would break backsides for you). И проклятием для лирического героя здесь выступает то, что обычно считается подарком судьбы. Из-за дара ясновидения, врожденной проницательности он с печальной обреченностью осознает: продолжения отношений не будет.
Заключительной песней альбома стала песня "Centrefolds". В тексте этой песни последняя хрупкая надежда пытается бороться с неизбежным - смертью любимого человека. Лирический герой до безумия повторяет свое единственное желание, то, на чем сейчас сосредоточилась вся его жизнь, - не умирай, будь моим. Но призывы его кажутся тщетными, а судьба их любви - давно предопределенной.
"Sleeping with ghosts" уделяет огромное внимание теме любви и становится в некоторых аспектах ключевым для дальнейшего развития этой концепции. Новыми для 4-го альбома становятся следующие идеи:
1. Любовь к бывшим возлюбленным остается с нами на долгое время, и те, кто хранят подобные воспоминания, спят с призраками, что не может ни причинять человеку боль.
2. Любовь отныне не связана с унижениями, которые влюбленный терпит от любимого человека.
3. Любовь - чувство эгоистическое, заставляющее нас стремится к полному владению мыслями и чувствами любимого человека.

§7. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Meds".

Пятый альбом Placebo под названием "Meds" выходит в 2006 году. К тому времени отношения между солистом Брайаном Молко и барабанщиком Стивом Хьиттом обострились, что вскоре привело к уходу последнего из группы. Сложные отношения в коллективе отражаются в мрачном настроении альбома. И, как обычно, тема любви раскрывается подробно и оригинально.
Песня "Drag" напоминает о выраженной еще во втором альбоме "Without you I'm nothing" идеи идеализации любимого человек. Лирический герой видит в любимой лишь положительные качества, и абсолютно во всех областях она кажется герою превосходящей его. Лирическая героиня в контрасте с героем изображена удачливой, смелой, яркой, умной. Герой в своей идеализации приравнивает любимую к неземному, высшему существу. Он стремится сравниться с ней хотя бы в чем-нибудь, быть достойным любимой , но все его попытки оборачиваются неудачей (I just gotta get off my chest,/ That I think you're divine,/ You're always ahead of the rest,/ While I drag behind). Автор песни подчеркивает эффект некоего ослепления влюбленного человека, не позволяющий ему здраво оценивать свою собственную личность и личность любимого человека.
В песне "Post Blue" наблюдается гармоничное соединение любви духовной и плотской. Лирический герой готов к любым подвигам во имя любимого человека (I break the back of love for you), их взаимоотношения абсолютно особенные, и любовь, связывающая их распространяется на весь окружающий мир. Она есть и в воде, и семейном древе любимого человека, и в принимаемых им таблетках. Тема взаимосвязи любви и наркотиков в песне слегка завуалирована, но тем не менее Placebo по-прежнему утверждают то, что состояние влюбленности чрезвычайно похоже на состояние после приема сильнодействующих препаратов. Эффект от обеих вещей может быть разным - как приподнятое настроение, так и абсолютный упадок душевных и физических сил. Но любовь стоит любой жертвы, самое дерзкое поведение может быть оправдано, если целью человека является счастье вместе с любимым. В "Post Blue" любовь воспринимается с необычным для Placebo торжеством и очень свойственным этой группе преклонением перед ней.
Еще одна песня, утверждающая первостепенную значимость как любви, так и любого другого желания человека, - это "Because I want you". Автор утверждает необходимость борьбы за любовь и веры в итоговое счастье с любимым человеком. Судьба может как благоволить и способствовать развитию любви (Fall into you/ Is all I seem to do), так и препятствовать ей (Tear us in two is all it's gonna do), но в любом случае нужно продолжать бороться за свое счастье. И, словно пытаясь заставить нас поверить в свои взгляды, герой песни снова и снова, раздельно и практически по слогам повторяет: "Because I want you too". Борьба необходима лирическому герою, потому что иначе ему остается лишь одиночество, которого он боится. Чтобы избежать одиночества, герой пытается спастись алкоголем, но все, к чему это ведет - это злость и головные боли. В одиночестве герой не чувствует себя на своем место, и даже дом перестает быть убежищем и спасением страданий. Таким образом, спасение для человека можно найти лишь в любви и осуществлении заветных мечтаний.
В целом, тема борьбы за свою любовь является крайне важной для альбома "Meds". Она появляется и в одной из самых трагических песнях альбома - "Blind". Лирический герой с катастрофической остротой ощущает потребность в любимом человеке, его отсутствие рядом с героем необратимо ведет к слепоте героя. Слепота выражает моральное и физическое бессилие человека, символизирует безрадостную, горькую жизнь без любимой. Она не верит в сами намерения героя (You don't believe me/ But you do this every time), мечтающего о высоком, одухотворенном чувстве, связавшем бы их навсегда, придавшем бы смысл их существованию. Это чувство необходимо и самой героиней, сломленной какими-то событиями своей жизни. Тем не менее, в песне практически не слышится надежды на счастливый исход, и герой обречен на лишения, обречен пожизненную слепоту и страдания, а героине так и суждено остаться сломленной, отвергнув свой шанс на спасение себя и любящего ее человека.
"Broken Promise" - дуэт, записанный совместно с Майклом Стайпом, изображает чувства человека, которого предал его возлюбленный. Обычная для Placebo двусмысленность возникает благодаря тому, что обе партии в песне исполняют мужчины. Placebo всегда как ни кто другой были толерантны по отношению к представителям различных меньшинств, подчеркивая то, что все люди переживают одни и те же чувства. Лирический герой песни растоптан предательством, изменой любимого человека, он жаждет мести и готов ждать ее столько, сколько потребуется. Извинения не приносят ему никакого облегчения, кажутся жалкими и неискренними. Повторяющаяся в конце песни строчка: "A promise is a promise" заявляет о возможности честности и преданности в любви.
Понимание концепта "любовь" получает в альбоме "Meds" новые трактовки. В частности:
1. Любовь ослепляет человека и заставляет его видеть любимого идеальным существом без недостатков, но ослепляет также и отсутствие любимого.
2. Любовь стоит того, чтобы за нее бороться, не сдаваясь ни при каких условиях.
3. Предательство и измена в любви недопустимы.

§8. Концепт "любовь" в лирике песен альбома "Battle For The Sun".

Последний на сегодняшний день альбом Placebo довольно сильно отличается от всех других альбомов по своему настроению. В нем больше оптимизма и надежды, и "Battle for the sun" противопоставляется участниками группы предыдущему альбому "Meds". Это первый альбом, записанный с новым барабанщиком Стивом Форрестом.
Песня "Kitty Litter", открывающая шестой альбом, рассказывает о состоянии лирического героя, находящегося на некотором расстоянии от своей возлюбленной. Его желание быть с любимым человеком ощущается им даже физически и заставляет его чувствовать себя некомфортно в его собственной коже. Лирический герой ничего не может поделать со своими желаниями, которые преодолевают все препятствия между ним и любимой, ранее казавшиеся непреодолимыми.
Песня "Ashtray Heart" может быть соотнесена с ранним названием группы, а также с песней "This Picture" на альбоме "Sleeping with ghosts". Однако, несмотря на явные аналогии образов двух песен, изначально Брайан Молко не задумывал подобной связи. Песня была написана им не для Placebo, но когда обнаружилась перекличка с песней "This Picture", песню решено было включить в новый альбом группы. Интересна некоторая противоположность образов в песне - в "This Picture" сердце героя фигурально и буквально использовалось в качестве пепельницы лирической героиней. В "Ashtray Heart" герои меняются местами: "I tore the muscle from your chest/ And used it to stub out cigarettes/ I listened to your screams of pleasure". Теперь уже лирическая героиня находит некоторое удовольствие в подобном обращении. Отношения, связывающие героев, автор называет "зловещими", но при этом очень верными. Их несоответствие общепринятым нормам привлекает героев, они больше не испытывают одиночества.
Если на предыдущих альбомах лирический герой Молко все еще оборачивался назад, переживая прошлые разлуки и терзаясь воспоминаниями, то на альбоме "Battle for the sun" он чаще смотрит в будущее. Показательной для этой новой идеи в понимании концепта "любовь" является песня "Speak in Tongues". Призыв активно менять будущее, как свое личное, так и будущее мира (We can build a new tomorrow,/Today) логично вытекает из описанной ситуации. Лирические герои помнит о своем трудном прошлом, оно подавляет их, но при этом между ними живо настоящее чувство - любовь, за которую лирический герой и призывает бороться. Название песни переводится как "глоссолапия" - состояние, при котором религиозный человек считается одержимым Святым Духом и начинает говорить на неведомом языке. Образ пары, говорящей на непонятных друг другу языках, доведен до предела: герои не способны преодолеть эти различия друг между другом, но песня имеет оптимистический пафос. Несмотря на все препятствия, герои готовить строить новое будущее вместе, смиряясь с различиями друг в друге.
В "Happy you're gone", как и в песне "Broken Promise" с альбома "Meds", лирический герой оказывается обманут любимым человеком. Мысли о произошедшем преследуют его повсюду, заставляя вновь и вновь задаваться вопросами, причиняющими ему боль. Как и в "Broken Promise", герой не находит в себе сил простить обидчика, но в "Happy you're gone" его желание мести обретает осознанные очертания. Герой страстно желает, чтобы обманувший его человек страдал не менее сильно, чем он сам, находя в окружающем мире новые и новые напоминания о предательстве. Самые прекрасные и невинные вещи жизни для обманувшего героя человека отныне должны быть наполнены горечью чувства вины. Любовь для Placebo по-прежнему не приемлет лжи и стремится наказывать ее в любых проявлениях.
Образ, заключенный в названии песни "Kings of medicine", довольно труден для толкования. Он воплощает в себе какие-то высшие силы, к которыми обращается героя в трудный момент своей жизни, будучи оставленным любимой, олицетворявшей для него путеводный свет. Герой потерян, одинок и разочарован. Его вера в любимого человека была безжалостно разрушена, и, в немалой степени, по вине самого героя, не умеющего выбирать верные слова и не сумевшего в нужный момент предугадать теперь такое очевидное развитие событий. Все, что остается у героя, - это огромное количество времени, которое ему нечем заполнить, помимо алкоголя в попытках избавиться от страха одиночества и неопределенности будущего. И даже высшие силы, к которым взывает герой, потеряли свою прежнюю силу.
Немалая доля песен шестого альбома посвящены самоопределению и осознании предшествующих жизненных ошибок, однако внимание уделено и концепту "любовь". В самой зрелой на данный момент работе Placebo можно отметить следующие черты:
• Лирический герой реже обращается к прошедшим событиям и с большей уверенностью смотрит в будущее.
• Любовь может преодолеть многие препятствия, но ложь и предательство убивает чувство.
Выводы по третьей главе: за более чем 15-летний период творчества группы Placebo понимание концепта "любовь" в их лирике росло и эволюционировало. Некоторые образы и идеи прошли через все это время, оставаясь неизменно важными (например, взаимосвязь концепта "любовь" с душевными и физическими страданиями), некоторые с течением времени теряли свою актуальность (например, понимание концепта "любовь", включающее в себя лишь поиск новых наслаждений). При этом все песни Placebo связаны между собой спецификой авторского восприятия окружающего мира, любовного чувства и лирического героя, одержимого бурными страстями. Особое внимание в лирике всегда уделялось описаниям внутреннего мира лирического героя, а зачастую и лирической героини, которые неизменно глубоко эмоциональны и откровенны.

Автор работы - Ally