My Guiding Light

Брайан Молко, солист группы Placebo с уже большой музыкальной историей. Музыкальный коллектив готов выпустить в сентябре этого года седьмой по счету альбом под парадно-нарядным названием «Loud Like Love». На этот раз, как обещает Молко, группа вступает в эпоху тотального света. Уж если раньше за ними и числились какие-то грешки в виде унылых, депрессивных песен о наркотиках и доведенных до крайности отношениях, то теперь нам говорят, что от нового альбома стоит ожидать только надежды и любви.
Тем интересней проследить путь тех рекламных обещаний, которые нам давали перед выходом каждого нового альбома и как Молко оценивал свои предыдущие работы. Стоит сразу сказать, что история здесь не менее запутанная, чем уже известный нам сценарий, заканчивающийся фразой «теперь я точно завязал».
Если говорить о темной стороне музыки Placebo на их светлом пути становления, то первые два альбома сразу попадут в категорию всевозможной распущенности и грехопадения, за которые, кажется, Молко пытается покаяться (брить голову налысо), и исправиться до сих пор. "Первый альбом ("Placebo") был словно рожден из жизни в гетто на пособие по безработице в глубокой депрессии", - говорит Брайан, ничуть не щадя чувств окружающих (Kerrang, Hell's Angel, May'97)
Но как слова, которые уже никогда не вернуть, эти два альбома, однажды громыхнувшие по всей Европе, продолжают существовать своей жизнью, став для Placebo той точкой невозврата, от которой они всеми путями стремятся уйти. К чистому. Вечному.
О «Without You I’m Nothing» Молко, в известном своей скандальностью интервью журналу Select в 1998 году сказал: «…этот альбом создает атмосферу … пост-коитального упадка. Здесь есть самая настоящая меланхоличность, и это ощущение полной затраханности». Чтобы не возвращаться к подобной разрушительной опустошенности, Placebo вдоволь напились из рок-н-ролльной чаши зла и с новым продюсером засели в студии над третьим альбомом «Black Market Music». Конечно, любая группа бы оказалась в сложной ситуации, когда нужно придумывать новый материал после абсолютно успешного альбома, который однако изрядно эмоционально выел группу изнутри. И Placebo решили постараться во чтобы то ни стало уйти от этой покатившейся во все стороны распущенности (даже если таковой не было, ее за тебя обязательно начинали додумывать журналисты, поймав Молко в сладкую ловушку его образа) к жесткой собранности.
В интервью этого периода Брайан Молко делает важные шаги к серьезным изменениям. Чего только стоит эта фраза из журнала «Alternative Press»: «Как только тебе стукает 25, похмелье меняется не по-детски». (Да, наверное, Брайан также улыбается, читая это в свои настучавшие незаметно 40). Нам бы хотелось отделить историю альбомов группы от истории похмелья Молко, если бы это было возможно, а это не так. После буйной вечеринки на WYIN, группа пробуждается, по признанию Молко, с чувством стыда. Поэтому "Black Market Music" – это доказательство их основательных намерений в музыке. «В прошлом мы, возможно, и ставили стиль жизни перед музыкой, но теперь мы фокусируемся на том, чтобы делать свое дело как можно лучше», - уверяет Брайан в далеком 2001 году. Запомните этот момент. Вот оно, признание своего падения (прозвучавшее еще немало раз) и первые шаги Placebo на таком длинном, трудном и опасном пути к духовно-музыкальному очищению.
Правда и сам Брайан понимал, что так быстро им не вырваться, нельзя еще вчера писать про нэнси боя, а уже сегодня напевать буддисткие мотивы.
"Это (BMM) довольно тёмная запись в плане лирики. Она всё ещё о влюблённости, местами она всё ещё о невозможности любви, на ней предостаточно религиозных образов и кое-что о политике", – объясняет он в интервью Sunday Times 2000 года. Очевидно, в те времена, создание провокационной лирики о пагубных человеческих страстях и многочисленные сравнения любви с разными видами наркотиков, наполняло Placebo истинным счастьем:
«Если честно, это были невероятно счастливые переживания, - лучезарно улыбается Брайан. – Мы смеялись на протяжении последних 9 месяцев. Это как будто конец трилогии. Всё, что мы пытались осуществить раньше, мы, наконец, реализовали и совершили обряд очищения, сделав этот великолепный альбом» (Select, 2000)
Когда "Black Market Music" только вышел, Молко неоднократно признавался в любви к этому альбому…надеемся, не только по маркетинговым причинам, но и отмечая присутствие большего оптимизма в нем: «Я нисколько не преувеличиваю, говоря, что мы по-настоящему ЛЮБИМ ее и никогда еще не были так довольны своей работой. Наш дебютный альбом был быстрым и непричесанным панк-попом. "Without You I'm Nothing" обнажил наши меланхоличные и депрессивные черты, а "Black Market" – оптимальное соотношение и того и другого». (Интервью NY Rock, 2001)
В этом было их соглашение с самими собой – темная лирика, облаченная в музыку с долей надежды. "Это будет основным замыслом мирового тура, – говорит Молко. – Просто следовать за солнцем". Знает ли он, что слова эти станут пророческими и за солнцем Placebo придется бегать еще добрых 10 лет, прежде чем убедиться, что они наконец-то себе отвоевали частицу света. А пока на дворе 2000 и сила раскаяния еще не так сильна, чтобы перейти на рис, зеленый чай и мантру. Поэтому говоря о своей якобы распущенности, Молко не стесняясь, выдает очередной сочный словесный шедевр: «По сравнению с большинством людей, мы были телепузиками. Говоря откровенно». Читайте, есть еще простор для шалостей.
Таким образом, создавая Black Market Music, группа стала здоровей не только физически, но и музыкально. В их песнях, помимо разглядывания своих болезненных привязанностей под микроскопом, появились новые, оптимистичные призывы типа «please, don’t die» и первые политические монологи.
После этой реконструкции, Placebo пошли еще дальше, как всегда выждав достаточное время для прохождения всевозможных реабилитаций.
По уже сложившейся традиции, при выходе нового альбома «Sleeping With Ghosts», обязательно нужно упомянуть, чем он в лучшую сторону отличается от старого: «Я верю, что предыдущий диск, "Black Market Music", действительно был очень жестоким и агрессивным, поэтому нас часто обвиняли в нетерпимости», - рассказывает Молко. (RockeRilla, 2003).Но этого мало. Для того, чтобы признаться уже по полной, Брайан не жалеет эпитетов: «Вообще, тот альбом был очень унылым, потому что у нас был такой переломный момент в жизни, мы принимали тяжелые наркотики, а в этой пластинке есть хоть какая-то надежда"» (NME, 2003) Вот так, оказывается, смеялись все 9 месяцев, а потом оглянулись – все равно уныло. Пошли записывать еще. Теперь на альбомотворение ушло всего 4 месяца, что Placebo сочли опять же хорошим знаком.
Новая пластинка, по мнению Молко, помимо надежды на лучшее, также стала более романтичной, наполненной замысловатыми любовными историями. Не зря ее символом становятся ангельские крылья в противовес призыву к оружию на предыдущем альбоме. И хотя заявленные намерения Placebo воистину можно считать благородными, даже в их четвертой работе все еще встречаются упаднические композиции: Protect Me From What I Want, Centrefolds…Их присутствие Молко объясняет медленным процессом своего исцеления: «Они выражают глубокую неудовлетворенность, и музыка становится чем-то вроде терапии, которая призвана выпустить наружу спрятанные частички моей души». Может, Placebo стоит быть благодарными подобным душевным расстройствам Молко, которые порождают мрачные и вместе с тем, лучшие композиции в дискографии группы.
Объясняя истинный смысл своего четвертого альбома “Sleeping With Ghosts”, Брайан сказал, что эта запись «о попытке справиться со своей памятью и попытке справиться с теми призраками, которые ты постоянно таскаешь с собой, – людьми, событиями, которые сформировали тебя. О попытке, я так думаю, принять их и вынести из них урок, чтобы совершать более здоровые шаги навстречу будущему. » (Интервью Suicide Girls, 2004) Возможно, в студии все и выглядело так гладко: грустные песни о прошлом, сожаления об утраченной любви, песенник романсов…только уже в живых выступлениях Молко снова не смог оставить нецензурные выражения, политику и привычку крушить все подряд.
Но в целом, мы можем считать, что «Sleeping With Ghosts» стал своеобразным этапом «отхода после наркоза», когда сознание все еще в тумане, но твоя лучшая часть считает, что больше такого не должно повториться. Поскольку как уже говорилось ранее, тема похмелья еще не раз будет затронута, то приводим цитату, подтверждающую, что на какой-то недолгий период Молко действительно полегчало:
«Теперь я чувствую себя лучше, я счастлив. Но это необязательно, потому что мне стукнуло 30, и потому что я чувствую себя менее наивным и немного более умелым в управлении своими чувствами. У меня такое впечатление, что есть такой возраст, когда тело гораздо сложнее оправляется от всяких злоупотреблений. В особенности, когда ты играешь в рок-группе, где почти необходимо напиваться. Если честно, меня это интересует все меньше и меньше».
Просветление и чистейшие мотивы близко, подумаете вы! Ведь Молко признался, что потерял интерес к алкоголю, а значит, его должны отпустить демоны прошлого и привет, зеленые лужайки с газоном определенной величины. Добрый и наивный слушатель ждет, но что-то происходит и немного позаигрывая с публикой благодушными песнями типа «I Do», Placebo выпускают пятый по счету альбом с названием «Meds», которое уже как-то наводит на подозрения. Но Брайан, конечно, постарается убедить нас, что никакой прямой связи здесь нет. «Эта пластинка сама по себе об аддикции и анестезии…Аддикция и анестезия по отношению к другим людям, например, к любви, или к Богу, или ко всему, чем ты пользуешься в течение дня». (Yale Daily News, 2007)
В общем, альбом – сплошная нарко-метафора, столь излюбленная Placebo и в предыдущих их музыкальных работах. Поэтому Брайан не может удержаться от признания, хоть и с некоторой оговоркой, что это – точно их лучший альбом. «Meds в лучшем смысле - результат всего нашего предыдущего опыта, и, соответственно, автоматически он становится нашим лучшим альбомом - хотя об этом на данный момент сложно судить». (Die Zeichen der Zeit", 2006) Пятый студийный альбом группы можно сравнить с рок-н-ролльной историей жизни Placebo в кратком содержании, где каждая песня – это отдельная глава, насыщенная своими эмоциями и страстями, своими взлетами и падениями.
Тем не менее, Брайан признает, что темные пятна существуют и в этих историях: «В этом альбоме у меня действительно возникло желание выбросить прочь всякие уловки, которыми мы пользовались в прошлом, и использовать повседневные слова. О том, что случилось - это достаточно мрачный альбом; и никак не счастливый. Но это также не запись подросткового типа, я не думаю, что это просто как путешествие по миру без определенной цели. Это очень человечная запись, о насилии и пагубной привычке и обезболивании. На самом деле, это не развлекательная пластинка, и я также не думаю, что это эмо запись. (REAX Magazine, 2007). По крайней мере, здесь Молко обходится без присущего ему лукавства, так как сказывается год, проведенный в тяжелом туре, который положил конец их отношениям с барабанщиком Стивом Хьюиттом.
«Если вы послушаете наш новый альбом, то заметите, что он полон смущения и даже отчаяния. В нашем мире, я имею в виду Placebo, все довольно сложно и запутанно». Но при этом, Молко не отступает от своего убеждения, что петь о своих зависимостях значит в некотором роде лечиться: «Meds - это единственно подходящее название, так как многие песни на альбоме действительно обладают каким-то терапевтическим, целебным эффектом» (einslive.de, 2006). Но как нас предупреждают светила медицины, самолечением заниматься вредно, поэтому спустя некоторое время после выхода Meds, Брайану пришлось пройти более интенсивный курс в одной из клиник, после которой он окончательно поверил в светлое будущее. Можно догадываться, что где-то в эту пост-медикаментозную пору родилась идея об абсолютно здоровом и свежем альбоме, который как рыцарь понесет знамена Placebo в их новую, чистую историю.
И как всегда, тема нового альбома была бы нераскрыта, если бы в предыдущем альбоме не были замечены изъяны в виде излишней депрессивности.
«Я думаю, что со своим последним альбомом мы шли по направлению к чему-то очень-очень темному. Это хорошо, это прекрасно и это дает результат, но ты не можешь все время оставаться в темноте. И я думаю, что, будучи людьми, мы сделали выбор в пользу того, чтобы выйти из темноты. И я думаю, этот альбом – отражение этого, поэтому он и называется «Battle For The Sun».» (Интервью на Bunch TV, 2009)
Они хотели поставить точку на своем прошлом и написать такой альбом, который бы залечил все внутренние раны и привел их, наконец, к желаемому просветлению. Они даже нашли нового барабанщика, сияющего как калифорнийское солнце, беззаботного как ребенок. Его молодая кровь, его задор, его некоторая наивность стали частью жертвоприношения Светилу в поисках утраченного душевного покоя. Поэтому Placebo искренне верили, что вечная мудрость, гармония и благо заполнит черные пустоты в их существовании, а песни станут гимнами надежды и добра.
Стефан Олсдал в болгарском интервью 2010 года также был уверен в нарастающей позитивности нового альбома:
«Но пока мы стараемся двигаться вперёд с каждым альбомом. И каждый новый – это реакция на предыдущий. Предшествовавший "Battle For The Sun" альбом "Meds" довольно тёмный, эмоциональный и меланхоличный. Правда и то, что последний альбом ярок и оптимистичен».
Пожалуй, если не слушать альбомы Placebo и попытаться устроить конкурс на самую меланхоличную запись группы судя только по интервью в прессе, то можно предельно запутаться. Что это будет? Казалось бы, музыка Placebo непрерывно меняется. Но это действие происходит внутри одного организма. Поэтому и меланхолия, зародившись однажды, растет вместе с разнообразием звука, форм словесности, оранжировок, применением новых инструментов, возвращениями к старому и открытием нового, она является частью этого, иногда ярче, иногда бледней проявляясь на особой кардиограмме группы.
«BFTS – это очень пласибный альбом, но это некий другой вид записей Пласибо. Это альбом Пласибо, который однажды выпрыгнул из плеера, прошелся по улице и обнял кого-то. И это правильно».
Обнимашки с незнакомцами, следующей стадией могло только стать «возлюби своего фаната», но кажется, Молко вовремя остановился.

Они пытались, правда, пытались делать все, что могли. Перед выпуском альбома выступили против торговли людьми. Отыграли благотворительный концерт в помощь жертвам землетрясения. Они старались подкрепить добрый и светлый образ нового альбома благими делами. Если бы все не пошло наперекосяк… нервные срывы, отмененные концерты, приступы панических атак, юный барабанщик, перепробовавший рок-жизни слишком много… Placebo снова пришли к выводу, что предыдущий альбом…нет, и он не был по-настоящему светлым! «Солнечный» BFTS все-таки оказался недостаточно безоблачным, свою шестую работу Брайан Молко, никто бы не подумал, большой идеалист, тоже отнес к ряду остальных мрачных пластинок.
“Я не говорю, что "Battle For The Sun" был шагом назад, но он более мрачный, традиционный, и я чувствую, что новый альбом - противопоставление ему, он совершенно другой”. (The Fly, 2013)
С момента выхода первого альбома до «Loud Like Love» прошло 17 лет. Только вдумайтесь в эти цифры, 17 лет Placebo боролись с собой и окружающими их соблазнами за возможность выпустить такие песни, которые бы наполняли душу светом и любовью, приближая к состоянию вселенской гармонии. Может быть, только, они не знают, что вся та музыка, которую они частично забраковали, сослали в утиль и убрали в шкаф как отражение внутреннего бугимена, может эта музыка и приносит многим фанатом живительное чувство радости. Может именно эта самая мрачная музыка оказывает, как и полагается Placebo, противоположный, целительный эффект, именно с ее помощью преодолеваются жизненные трудности, и именно ее воспевают фанаты в минуты большого оживления и единения с миром. Поэтому вся история взаимоотношений Placebo со своими альбомами говорит о том, что самое лучшее лекарство для группы – не останавливаться на своем пути к свету.

P.S. И напоследок, кусочек из интервью, в котором Стефан сообщает, что на самом деле, Placebo всегда верны себе, просто не всегда об этом рассказывают прессе…

Да, Battle For the Sun – это первый альбом, который был написан на трезвую голову, без всяких наркотиков. Имея такие
предпосылки, он кажется очень позитивным. Но после того, как вы завязали, мир перестал быть кроватью, устеленной лепестками роз…

Стефан Олсдал: Ха-ха,это ТЫ сказал. Не верь всему, что читаешь!

Но вы сами говорили это в нескольких интервью…
Стефан Олсдал: О, нам нужно быть осторожней.(сентябрь, 2010)

Автор - New Model
4.08.13-13.08.13