Home Главная Holywood Статьи и интервью 2013 Placebo – вне зоны комфорта
Placebo – вне зоны комфорта

Британская альтернативная рок-группа Placebo заново открывает себя. Используя лирику, в которой интровертность cменяется на прежде неизвестную прямоту, энергичность, необычно полные надежды песни, еще более разнообразные, чем раньше, вокалист и гитарист Брайан Молко, басист Стефан Олсдал и барабанщик Стив Форрест исследуют новые пути со своим седьмым альбомом Loud Like Love.
- Я сбился со счета, - весело отвечает Брайан на вопрос о том, сколько интервью ему пришлось дать за этот день, и затягивается своей сигаретой. – Вы поймали меня как раз в момент, когда мои мозги начинают плавиться.
На счастье фронтмена Placebo, встреча с Zillo последняя на сегодня. Маленький Брайтон сидит перед нами в комнате отеля недалеко от Alexanderplatz (Берлин) уже немного уставший. Но, несмотря на это, он оживляет интервью доверительностью, которая, в сущности, проходит нитью через всю новую работу Placebo. Посвященный великой теме любви, Loud Like Love во всех отношениях выдвигает на первый план то, что задумчивый фронтмен прежних лет, казавшийся абсолютно несчастливым, стал жизнерадостным человеком, заметно повзрослевшим мужчиной 40 лет, которого уже не так-то просто сбить с толку.

Мазохистские наклонности

Можно подумать, что новая безмятежность Placebo связана с тем, что группе после шести успешных альбомов, многочисленных гимнов поколения, хитовых синглов, полных стадионов и более десяти миллионов проданных альбомов уже ничего не нужно доказывать, но Брайан такому предположению категорически противоречит:
- О нет, я думаю, с каждым новым альбомом нам нужно доказывать все больше. Я убежден, что любой артист, оглядываясь на значительный объем работы, в конечном итоге попадает в затруднительное положение, когда речь заходит о том, чтобы не заниматься самоповтором.
Placebo преодолевают эту проблему в альбоме Loud Like Love.
- Задача состоит в том, чтобы не уединяться в своей зоне комфорта, - говорит Брайан. - Но каждый раз это все труднее, особенно для меня как писателя. В результате я критикую себя жестче, чем когда-либо прежде. Тем не менее, я рад, что у меня есть такие почти мазохистские наклонности, потому что это моя движущая сила и, надеюсь, это приводит к значимым результатам.

Сложная дихотомия

Для того чтобы случайно не оказаться в зоне комфорта, Placebo изменили несколько ключевых факторов в процессе записи. Они не записывали альбом за один подход, как обычно, а сделали это в два этапа. Две сессии записи с Адамом Ноублом за микшерским пультом разделил почти год.
- Первая часть песен, которая фактически соответствует первой части написанного нами альбома, записана и сведена в 2012, - сообщает Брайан, - Когда мы заканчивали с этим, постепенно вырисовался лейтмотив, и это было очень кстати, потому что дало нам ключ к тому, какими должны быть остальные песни. Проблема была в том, что первой частью песен мы установили достаточно высокую планку. Когда мы вернулись из турне в прошлом году, запись второй части альбома была изначально очень сложной.
Оглядываясь на прошлое, Брайан может шутить об этом, но поначалу это было немного странно.
- Мы подвергли себя еще большему давлению, так что вторая часть альбома должна быть еще лучше, - говорит он, оглядываясь назад. - Как бы то ни было, в итоге это значимый результат, и я очень рад этому.

Бесструктурный процесс записи

Но отличный от предшествующих записей подход к новому альбому Placebo заключался не только в плане сроков. Группа позволила себе вольности в написании, аранжировке и записи новых песен.
- Мы наслаждались этим, мы подошли к записи в некоторой степени бесструктурно, несвязно, - говорит Брайан.
Например, в этот раз струнные не были просто добавлены впоследствии к готовым записям Фионой Брайс, работающей аранжировщиком группы в течение многих лет, а основывались на находках в процессе совместной звукозаписи трио.
- Когда мы работали над Bosco, последним треком альбома, мы засели за клавишные и пытались придумать дополнительные мелодии[sorry, я не знаю, как это правильно называется на русском]для струнных, - вспоминает Брайан. – А потом мы передали наши идеи Фионе. Но есть и другие примеры. Для Too Many Friends, к примеру, сначала были только акустическая гитара и вокал. Все остальное было добавлено в процессе записи. Над Hold on to me и Scene of the crime я уже работал сам, и принес свои идеи в студию. Так что это была в некоторой степени мешанина различных подходов. Мы были уверены, что сможем собрать все воедино, и нам это удалось.

Волшебные мгновения

Брайан еще не знает, будет ли он рекомендовать новый подход.
- Я не уверен, что хочу участвовать в таком процессе снова, - подтвердил он со смехом. – Все это временами сильно действовало на нервы.
Тем не менее, он убежден, что альбом Loud Like Love только выиграл от того, что процесс приносил группе удовольствие и заставлял ее подвергать себя неопределенности, появившейся в результате этого.
- Конечно, иногда это не очень комфортно, но это именно те моменты, когда происходит такое, чего ты в жизни не мог представить, что не мог сознательно запланировать, именно это и есть волшебные моменты, восторженные ахи-охи, ради которых вся карусель. Например, когда Стеф сел за пианино и сыграл начало Too Many Friends в первый раз. Для меня это был прямо момент открытия, я поверить не мог! Наконец-то у нас получилось выразить энергетику Total eclipse of the Heart Бонни Тайлер – одной из моих любимых песен – и, более того, это пришло буквально из ниоткуда! Я был неимоверно счастлив.

Идеи из App Store

Помимо прочего, в этот раз Placebo не только использовали современные цифровые студийные технологии, но и пошли еще дальше.
- Это первая запись, для которой мы купили приложения для iPad и телефонов и включили их в процесс записи, - признается Брайан, - Я нахожу, что это очень раскрепощает. Так мы получили доступ к синтезатору примерно за 10 евро, а в прошлый раз у нас был инструмент за три тысячи; я уже молчу о том, что такая махина занимает кучу места в студии!
Пока Placebo наслаждаются открытием новых возможностей, все больше музыкантов сегодня высоко ценят преимущества старого оборудования, потому что его ограниченные возможности не позволяют разбаловаться от широкого выбора.
- До некоторой степени это хорошо, - соглашается Брайан, - Но, в то же время, в студиях бывает немыслимое безделье, например, когда другие записывают свою часть.
Вместо того чтобы терять время, придавливая диван неподалеку, Брайан тестировал приложения – с потрясающими результатами.
- Поверьте, я еще не купил ни одного музыкального приложения с iTunes – качает он головой. – Жутких приложений полно.
Как же они тогда смогли их использовать при записи нового альбома?
- Я скорее просто отталкивался от них. Это похоже на отбор. Брать звуки из приложений и увековечивать их на своем диске можно только при полном отсутствии воображения, все равно, что использовать неизмененный сэмпл и читать под него рэп, как Will.I.Am. Нужно использовать звуки как отправную точку, манипулировать ими и превращать в свои собственные. В конечном счете, это всего лишь подсоединение гитары к примочкам и вращение ручек. Только оборудование разное.
По словам Брайана, угроза того, что практически неограниченные возможности современных технологий могут стать помехой, никогда не коснется Placebo.
- Приложение не напишет за вас песню, не вложит в нее душу. Вы сами должны внести свое вдохновение и человеческую сущность.

Слишком много друзей

Человечность – то, что добавляет Брайан в LLL своими текстами. В Too Many Friends, наверное, самой яркой песне в новом альбоме, он разглагольствует о влиянии социальных сетей на человека. Эта песня была навеяна чередой мелких событий, произошедших за пару дней.
- Сначала мой компьютер стал мне показывать рекламу для геев, - вспоминает он со смехом. – Понятия не имею, что я такого набрал в гугле, или какое порно посмотрел! Так у меня в голове появилась строчка «мой компьютер думает, что я гей». И тогда же мой друг, который, в отличие от меня, активный пользователь соц.сетей, сказал, что больше не принимает заявки в друзья, потому что их у него «слишком много». И я не мог выбросить это из головы! Как друзей может быть слишком много? Это заставило меня подумать о разнице реальной и виртуальной дружбы. Ведь сейчас люди, хоть и присутствуют на месте физически, но мыслями далеко, потому что постоянно пялятся в свой телефон. Это стало отправной точкой для песни, и я думаю, что она отображает нынешнюю ситуацию достаточно хорошо.

Социальное отчуждение

Но позор тому, кто думает, что Брайан живет прошлым и хочет вернуться в старые добрые времена.
- Конечно, нельзя обратить ход времени и отменить соц.сети, - говорит он уверенно, - Это как обмен файлами. Стоит изобрести новую технологию, и обратного пути нет. Социальные СМИ подразумевают свободу, но я не уверен, что мы получаем обещанное. И я не знаю, является ли эта взаимосвязанность реальной на самом деле, или скорее ведет к одной из форм социального отчуждения, влияющей на навыки общения человека. Знаем ли мы, как общаться друг с другом в реальности, как говорить друг с другом, если гораздо проще спрятаться за экраном?

Никудышные фотожурналисты

Хоть Брайан и держится как можно дальше от социальных сетей, он все равно обнаруживает, что современные технологии то и дело наступают ему на пятки в самых неожиданных местах и ситуациях. Если раньше неудачные концерты быстро исчезали в эфире, сегодня они сохраняются в виде некачественных записей на телефонах
- Это происходит оттого, что сегодня почти все плохие фотографы снимают на камеру всю свою жизнь, - презрительно фыркает Брайан, - Если все стали фотографами-любителями, то кто же тогда живет? Или, другими словами: если никто больше не живет, то что тогда снимать?

Моменты уязвимости

Too Many Friends – не единственная песня, в которой Брайан предстает повзрослевшим автором песен и поэтом. В этом контексте также выделяется прежде упоминавшийся финальный трек Bosco. Правда, тема песни давно известна в мире Placebo, но Брайан приходит к новым выводам.
- Я не думаю, что в 20 лет обладал достаточной глубиной эмоций, чтобы писать такие песни в начале карьеры, потому что тогда я был совершенно незрелым и наивным. Такие слова могли бы появиться с точки зрения человека постарше, - размышляет он. Однако, мне трудно об этом говорить, потому что песня очень личная. В конечном счете, прежде всего, это песня о том, как зависимость может разрушить отношения. В то же время, этот трек один из наиболее уязвимых в нашем послужном списке. Я горжусь этим, потому что понадобилось много времени, прежде чем я смог (и захотел) предстать ранимым перед публикой. Из-за этого Bosco для меня особенная песня, выходящая за рамки того, чем мы являемся как группа. Это нечто такое, к чему стремится любой писатель, и я думаю, с этой песней мы как никогда близки к этому.

Никаких записей из дневника

Хотя этот трек и представляет Брайана более открытым и интимным чем раньше одновременно, он описывает переживания не прямо, а как часть истории.
- Для меня это как пропускание чувств через призму повествования, - объясняет он свой подход. – Песня не должна быть исповедью, как вырванная из дневника страница, это чистой воды мазохизм. Совершенно излишне выносить сор из избы таким образом. Мне нужна определенная дистанция, и то, что мои переживания или переживания близких мне людей окутаны историями, служит своего рода предохранительным барьером.
По этой причине он называет новый альбом «сборником рассказов», охватывающим широкий круг разных тем. Новая территория, считает Брайан:
- Поэтому альбом такой откровенный, целостный.
Большая вдумчивость песен - одна из причин того, что их всего10, и альбом не такой уж длинный.
- Запись длится всего 46 минут, и я думаю, это самое то, – убежден он. – В конце концов, научно доказано, что 45 минут – то время, которое можно концентрироваться на чем-то одном без перерыва. Надеюсь, это позволит слушателям воспринять альбом за один подход, и, если они хотят большего, то могут прослушать его еще раз с начала.

Многообещающие результаты

Хотя Брайан и доволен записью, он, похоже, с тревогой думает о реакции, которую может вызвать наиболее амбициозный на сегодняшний день альбом Placebo.
- Я думаю, местами новая запись довольно требовательна по отношению к слушателю, потому что это не всегда то, чего от нас обычно ждут, - говорит он задумчиво. – Я пришел к выводу, что та музыка, над которой пришлось потрудиться, чтобы понять ее, в конечном итоге оказывает большее влияние, чем песенки, понравившиеся сразу, - говорит он и в конце нашего разговора обращается к своей аудитории:
- Все, что я могу предложить нашим слушателям, это держаться молодцом, - говорит он с озорной улыбкой. – Может оказаться полезным.

Zillo, сентябрь 2013

Перевод с немецкого: Madame

Перевод с английского: Your Heart