Услада слуха


Лондонское трио Placebo явно переигрывали в образе симпатичных мальчиков 70-х годов в кинематографической оде глэм-року «Бархатная золотая жила». При этом совершенно очевидно, что они не притворялись!

И в реальной жизни участники группы заявляются на концерты только при полном мейк-апе. «Мне всегда хотелось быть девочкой», признается Брайан Молко (вокал, гитара). Так же обильно, как косметику, они используют эффект-процессоры, меняя пол своих гитар настолько, что порой непонятно – это гитара играет, или синтезатор. В альбоме Without You I’m Nothing они «принарядили» свои гитары педалями Pro Co RAT, Mutron flanger, Boss DD-5 Digital Delay, Roger Mayer distortion, Sovtek Big Muff, а также процессором Alesis Quadraverb. Помимо этого они использовали фильтр Sherman Filterbank, чтобы достичь синтетического саунд-эффекта обратной связи в ‘Every You, Every Me’; предварительно установили гармонайзер Eventide H3500 в режиме Cool Prez – для «водянистого» вступления гитары в ‘You Don’t Care About Us’, и педаль Lovetone Big Cheese – чтобы придать песням «реальный гипер-хаотичный звук разрывающихся колонок».

Пусть Placebo ушли с головой в глэм-культуру, их нельзя назвать последователями Дэвида Боуи и Марка Болана. «Моя гитара Gibson SG дает звучание Pixies или AC/DC,» говорит Молко, «это типа классический рок-грохот. А вот с моделями Fender Jaguar и Jazzmaster я уже могу добиться более гранжевого звучания Sonic Youth. Все зависит от того, что мне нужно в данный момент».

В этом альбоме еще один трюк из области глэм-рока Пласибо переняли у тех же Sonic Youth. «Если бить по струнам за бриджем (струнодержатель) Ягуара, то получится по-настоящему атональный диссонирующий звук. Это то же, что играть над верхним порожком, только намного глубже. А с тремоло можно достичь внеземного звучания Гамелана» (традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования – прим.переводчика). «Мы настраиваем гитары на «фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, до, до» (F, B Flat, E Flat, A Flat, C, C), потому что это больше подходит для моего голоса», продолжает Молко. «Две верхние «до» добавляют «мерцающий» резонанс, все равно мы никогда не играем соло, где необходима высокая «ми».

Молко и Стэфан Олсдал (бас/гитара) играют с двумя усилителями, чтобы добиться, как говорит Брайан, «грохотания Marshall JCM 900 и свистящего шипения Fender Twin».

Познакомившись с творчеством группы Tortoise и их подходом «три баса в отсутствие гитары», Молко и Олсдал вдохновились на покупку парочки Fender Bass VI. «Играть на Fender Bass VI – все равно, что работать сразу на двух инструментах – это и бас и гитара», говорит Молко. «К тому же, Стэфан, играя на Fender Bass VI, ногами создает бейслайн при помощи педалей Taurus. Будь он осьминогом – играл бы на большем числе инструментов».

Кайл Свенсон.
Guitar Player 04/99
Перевод - Nata